«Чиновная» часть самая невыразительная - небольшое жалованье в начале пути, весомый грант от императора на написание «Истории Петра Великого» в конце. Картежная и семейно-городская очень грустные, по хорошо всем известным причинам. Самые интересные и наименее известные широкой публике ракурсы – помещичий и авторско-издательский.
Пушкин, когда отец отделил ему имение Болдино, пару лет был активно вовлеченным в оперативное управление помещиком. Со всевозможной проверкой счетов, перезакладыванием душ, сменой управляющих, разбором слезных финансовых мольб сельского «мира» и пр. Он искренне старался, у него не очень хорошо получилось (но и не провально)… Материал о хозяйственно-денежной стороне жизни русского помещика остался богатейший.
В авторско-издательской части приходится расстаться со стереотипами об оторванности от жизни и непрактичности Пушкина (гусиное перо щекочет подбородок, глаза мечтательно возведены к небу…) Здесь мы узнаем, что Пушкин был не только гениальный поэт, но и очень сильный, хваткий и умный «издающийся» автор.
Экономика тиражей, переговоры с издателями, захват внимания публики, ценообразование на книги – во всем этом Александр Сергеевич был исключительно хорош, цепок, целеустремлен и инновационен.
Из самых интересных бизнес-сюжетов – выход Евгения Онегина. Он издавался главами, как в наши дни выходят сериалы, что было совершенно нестандартным для рынка решением. Каждая брошюрка стоила неслыханные 5 рублей (5-10 рублей стоила полноценная книга!) Первый тираж был удвоенным (2400 экземпляров вместо обычных 1200), большая бизнес-ставка при такой сверхвысокой цене. И вот – тираж расходится плохо. Смирдин (издатель) дрогнул, предлагал снизить розничную цену на следующую главу, но Александр Сергеевич выдержал характер, и на следующих главах все было наверстано. Финансовый успех издания был беспрецедентным.
Пушкин боролся как лев не только за достойную оценку книги читателем – через высокую розничную цену, – но и за высокую оценку авторского труда издателем, через размеры гонораров. Все изумлялись и восхищались достигнутым им уровнем «червонец за строку». 10-20 строк – и вот вам стоимость крепостного человека, или месяца аренды квартиры в центре Петербурга.
Вот характерная история из воспоминаний цензора Никитенко:«К нему дошел его „Анджело“ с несколькими урезанными министром стихами. Он взбесился: Смирдин платит ему за каждый стих по червонцу, следовательно, Пушкин теряет здесь несколько десятков рублей. Он потребовал, чтобы на место исключенных стихов были поставлены точки, с тем, однако, чтобы Смирдин все‑таки заплатил ему деньги и за точки».
Но этот «червонец за строку» был не просто личным успехом Пушкина – он подтягивал и общий уровень рынка, превращал литературное мастерство из совершенно некоммерческого хобби аристократов в профессиональное занятие, которым можно было жить безраздельно, не отвлекаясь на госслужбу или управление поместьем.
При этом не стоит торопиться с выводом, что в авторско-издательской части Пушкин был какой-то бездушной «акулой капитализма». Где-то он шел на уступки, где-то стеснялся потребовать свое, время от времени давал бесплатно материалы в журналы друзей. Собственный журнал, на который поэт возлагал большие надежды, «не пошел».
Книга вышла в издательстве «Дело» Президентской Академии (РАНХиГС). Приятно, что университетское издательство делает такие яркие проекты, сочетающие академическую тщательность работы с материалом и современную, читабельную подачу.
Пушкин и финансы: сборник статей / Сост., науч. ред. А. А. Белых. Москва: РАНХиГС, 2021.
Книга на Литрес:
https://www.litres.ru/book/raznoe-4340152/pushkin-i-finansy-67079244/