Госдума приняла в первом чтении прогрессивную шкалу НДФЛ. Эксперты спорят об экономической и политической оправданности ее аспектов. Взглянем на эту реформу под совершенно другим углом зрения – управленческой реализации.
Рассмотрим ситуацию. Заведующий кафедрой ВУЗа получает фиксированную зарплату, плавающие от месяца к месяцу преподавательские выплаты от почасовок.
По совместительству он преподает в другом ВУЗе, также с плавающими выплатами преподавательских почасовок.
Кроме того, он по совместительству на четверть ставки работает в ИТ-компании, где кроме зарплаты получает квартальные бонусы от результативности.
Также он сделал несколько небольших разовых исследований и разработок для нескольких заказчиков, оформляя их договором подряда с собой как физлицом.
Еще в текущем году он продал квартиру, которой владел менее трех лет, и должен заплатить с дохода НДФЛ самостоятельно.
Как законодатель и авторы налоговой реформы из Минфина представляют себе финальный расчет и выплату НДФЛ?
Напрашивается примерно следующая последовательность:
Шаг 1. По истечении календарного года этот завкафедрой, который раньше вообще не задумывался о выплатах своего НДФЛ (все делали работодатели), должен собрать со всех своих работодателей + всех своих заказчиков по договорам подряда справки о суммарных выплатах себе за год. Сложить суммы зарплатного дохода из десятка справок, добавить к ним прибыль от продажи квартиры, подсчитать свой общий НДФЛ-облагаемый годовой доход и подходящую к этому доходу ставку НДФЛ.
Шаг 2. Сообщить всем работодателям и заказчикам:
«Я являюсь налогоплательщиком, подпадающим под критерий: 18% для части дохода в диапазоне 5–20 млн руб. в год», приложив соответствующие справки от других работодателей.
Вопрос бухгалтерии каждого из трех работодателей и каждого из десятиразовых заказчиков:
«С учетом годового дохода этого сотрудника у нас в Х руб и его совокупного годового дохода У руб, к какой части выплаченного нами Х мы должны применить повышенную ставку 18%»
Вопрос самого сотрудника - «К какой части дохода от продажи квартиры, декларируемого самостоятельно в форме 3-НДФЛ, я должен приложить повышенную ставку 18?»
Вопросы финансового директора ВУЗа, где работает этот завкафедрой:
«Из 30 000 наших сотрудников наверное около тысячи, но никто не знает точно сколько, где-то еще дополнительно преподают или работают по совместительству или разовым договорам ГПХ.
1 Сколько дополнительных бухгалтеров я должен нанять к концу года, чтобы в январе корректно рассчитать дополнительные выплаты по повышенному НДФЛ? И куда девать этих бухгалтеров после января?
2 Какими именно шаманскими методами в октябре, защищая бюджет на следующий год, я должен заложить в него корректный прогноз выплат по повышенному НДФЛ в марте?»
Я привел в пример сотрудника ВУЗа, потому что в этой сфере максимально распространены совместительство и плавающие доходы, зависящие от почасовой загрузки.
Однако финансовому директору корпорации будет ненамного проще. «Сколько из 300 000 сотрудников нашей госкорпорации в этом году продадут квартиры, акции-облигации, получат почасовки в вузах, и как рассчитать хоть сколько-нибудь приемлемый прогноз добавочного НДФЛ и спрогнозировать дополнительную нагрузку на финслужбы предприятий по администрированию всех дополнительных документов?»
Обратите внимание, мы в примере обсуждали не олигархов с яхтами и не топ-менеджеров. Обеспечивая свою семью на нескольких работах и подработках за совокупные 250 - 300 тыс руб в месяц и продав квартиру на 1-2 млн дороже, чем купил, наш герой уже попал в категорию «годовой доход выше 5 млн руб», а все его три постоянных работодателя и десяток временных заказчиков - на титанический объем административно-бухгалтерской работы.
За прошедшие 10-20 лет много сделано для того, чтобы работать и зарабатывать легально представителям образованного среднего класса становилось все проще. Все более простые и прозрачные налоги для старта бизнеса, все более удобные и электронные формы декларирования доходов, простой и понятный режим самозанятости и т.д. Ковид, подстегнувший развитие онлайн-работы, сделал образованные трудовые ресурсы гораздо более гибкими и мобильными. Корпорации все лучше учатся осваивать гибкий, временный, привлекаемый под конкретные проекты образованный кадровый ресурс.
Поставить крест на достижениях этих двух десятилетий – очень дорогая плата за ожидаемые (всего лишь ожидаемые) 0.5 – 1.5 трлн. руб. дополнительных сборов по НДФЛ.